Серебром написанная сказка

Казаковское предприятие художественных изделий находится в Нижегородской области — в селе Казаково Вачского района. Артель металлистов появилась в Казаково 85 лет назад — в прошлом году предприятие широко отметило юбилей уникальной казаковской филиграни.

Кружево в металле

 

Все начинается с рисунка, который на бумаге набирают из тысячи тончайших серебряных и медных нитей (гладкой или витой проволоки). Соразмерность узора, плавность и красота изгибов, рисунок просветов — все это подвластно рукам мастера. Сканный орнамент посыпают серебряным припоем и — в печь. Огонь выжигает бумагу, сплавляет завитки — и вот оно, узорное кружево в металле. Изделие, покрытое анодным серебром 999,9 пробы, становится похожим на сверкающие инеем веточки. Если же нанести оксидную пленку, оно приобретает вид старинного серебра. Каждое изделие неповторимо, каждое несет в себе частичку души филигранщика.

Это кропотливый труд: за день сборщица может набрать на листе бумаги не больше шести подстаканников, а ювелир-монтировщик смонтировать не более двенадцати. Трудоемкие изделия собираются месяцами.

Постоянный творческий поиск позволяет художникам соотносить древнее искусство с современностью: сохраняя в орнаменте почерк казаковской филиграни, создавать стиль под конкретного заказчика.

Ценный сувенир

Казаковская филигрань — прекрасный подарок и сувенир. В числе постоянных клиентов ЗАО “Казаковское предприятие художественных изделий” в основном федеральные структуры власти, которые с удовольствием приобретают эти изделия и дарят их гостям России. В Нижнем Новгороде с КПХИ работает, прежде всего, администрация области: губернатор любит нижегородские народно-художественные промыслы и с удовольствием преподносит их в подарок. Так, Владимир Путин увез с нижегородчины казаковский самовар (эксклюзивный, с необычными китайскими мотивами) и миниатюрную копию первого автомобиля ГАЗа. Совсем недавно строителям, проложившим метро в верхнюю часть города, губернатор вручил как памятный сувенир филигранный жетон.

Изделия с всевозможной геральдикой и символикой производятся для крупных (вроде Газпрома) российских предприятий, которые не экономят на корпоративных подарках. Не приходилось видеть выполненный под заказ РЖД подстаканник с видом деревеньки словно из окна поезда? Чудо! На лампадах и подсвечниках, окладах для икон и панагиях стоит клеймо Патриарших мастерских, право ставить которое казаковские мастера получили в 1998 году с благословления Алексия II.

Реалии реализации

Народно-художественные промыслы чутко отзываются на колебания в экономике, первыми реагируют на кризисы, а оживают в последнюю очередь. Летом 2009 года КПХИ работало 3 дня в неделю. В сентябре 2010 года предприятие вошло в федеральную программу сохранения и развития народных художественных промыслов и ремесел, и положение наладилось — только успевай в срок выполнять заказы. Под занавес 2012-го также работали практически без выходных. Новый рабочий год начали с 4 января — уже много заказов к 23 февраля и на 8 марта. А потом — не избежать затишья: дорог подарок к празднику.

Сувениры, как водится, покупают на память о том месте, где побывали. Например, экскурсионные группы, приезжающие в музей Казаковского предприятия художественных изделий, где собраны шедевры филигранного искусства, с удовольствием приобретают казаковскую филигрань, что называется, по цене производителя. Многие даже начинают собирать свою коллекцию кружева в металле. Сувенирный подстаканник стоит от полутора тысяч до 5 тысяч рублей, но если он выполнен из чистого серебра — это уже другая цена (от 7 до 20 тысяч рублей), да уже и не сувенир — это семейная реликвия.

Пожалуй, наиболее доступны каждому ювелирные изделия: серьги и броши стоят недорого, особой прибыли предприятию не приносят, но для популяризации промысла незаменимы.

Кстати, в музей и на выставки многие эксклюзивные изделия казаковских мастеров не попадают — их покупают буквально на стадии рисунка.

Хранители традиций

Казаковская филигрань — ювелирное дело, тонкое и кропотливое. Это мастерство дается не каждому, а к таланту требует много труда, терпения и настойчивости. Сохранить преемственность поколений, подготовить новых мастеров, создать условия для привлечения филигранщиков в цеха, поднять престиж профессии — эту задачу генеральный директор ЗАО “КПХИ” Вадим Скрябин называет для себя главной. Ювелиров готовят в Павловском художественном училище и наставники предприятия. Работа сдельная, и чтобы молодежь оставалась на предприятии, новичкам в течение первого года платят стипендию. Чем больше на предприятии будет молодых мастеров, тем больше перспектив у этого уникального промысла.

В творческой мастерской предприятия работают 5 художников, из которых двое — Борис Тупичкин и Светлана Железнова — имеют звание Заслуженного художника Нижегородской области. Работы молодого художника Романа Евтеева, который буквально живет филигранью, поражают оригинальностью замысла — его филигранный автомобиль подарен российскому президенту, а паровоз купили к юбилею РЖД.

 Коллектив ЗАО “Казаковское предприятие художественных изделий” — 140 человек. Как бы ни назывались профессии, люди здесь работают творческие, на юбилее каждый седьмой был отмечен почетными грамотами и благодарственными письмами, в том числе Российского фонда художественных промыслов.

Мечты имеют  обыкновение сбываться

Вадим Скрябин руководит предприятием три года. “Эта работа захватывает меня больше и больше. У нас замечательный коллектив, много встреч с заказчиками, от которых идет множество креативных идей. Мне нравится отстаивать наши работы на художественном совете. И хочется не просто сохранить промысел, а сделать его популярным”, — говорит он. 

От Павлова до Казакова всего 30 минут. Вполне реально представить себе поток экскурсий в село Казаково — чтобы посмотреть на кружевное чудо, да попить чайку с казаковскими плюшечками из филигранных подстаканников, да подцепить филигранной ложечкой медку...

Здесь уже подготовили проект реконструкции здания под современный музей. Но чтобы Казаково стало достойным объектом туристического показа, надо использовать возможности государственных программ развития въездного туризма: здесь и инициатива руководства предприятия необходима, и поддержка местной власти, и понимание региональной и федеральной властей.

Наталия МИРОНОВА,

экономический еженедельник «Курс Н»